Тарасова Светлана Семеновна ,воспитатель

Проект « Огород на подоконнике»

 Среднесрочный проект в старшей группе

«Огород на подоконнике»

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Задачи проекта:

1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.

2. Продолжить знакомить детей с особенностями  выращивания культурных растений (лук, чеснок, горох, огурцы, базилик, тыква , перец ,томаты, укроп. пшеница цветы);

3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

9. Развивать познавательные и творческие способности.

 Вид, тип проекта:

групповой, среднесрочный, информационно-экспериментальный

Срок реализации: (8 февраля-20 апреля)

Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей -познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: воспитатели, дети средней  группы, родители.

Материально– технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

•подбор методической и художественной литературы;

•подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);

•дидактические игры;

•подбор мультфильмов;

•выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.

Актуальность проекта:

 Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Методы проекта:

•игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;

•словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки, инсценировки;

•практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка,  выполнение трудовых поручений;

•наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, использование кукольного театра.

Предполагаемый результат:

1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.

2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

6. Создание в группе огорода на подоконнике.

7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.

8. Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы проекта:

1этап – подготовительный.

 Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности

Задачи:

•Определить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;

•Вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Формы организации работы 1 этапа:

•сбор информации, материалов по теме;

•организация предметно- развивающей среды

•разработка цикла наблюдений, занятий;

•беседы;

2этап –практический:

 Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.

Задачи:

•закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;

•развивать выразительность речи, моторику рук;

•формировать представление о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий и ухода;

•пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

•воспитывать желание ухаживать за растениями;

•учить устанавливать причинно-следственные связи.

Формы организации работы 2 этапа:

•Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)

Формы работы с детьми

•реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, беседы, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность, дидактические и подвижные игры, чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен об овощах, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, экспериментирование, театрализованная деятельность, конструирование.

 Формы работы с родителями:

 1. Беседа с родителями «Наш огород».

2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.

3. Подбор стихов, загадок, пословиц про огурцы, горох, лук для оформления альбома.

4. Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».

3 этап –обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

 Выставка оформленного огорода. Оформление фотоотчета о проекте.

.

 

План-схема реализации проекта: “Огород на подоконнике”

Образовательные области

Виды детской деятельности

Познание

НОД

· "Мир комнатных растений".

· «Загадки с огородной грядки»

·Что такое огород и что на нём растёт»

 

Беседы:

·  «Для чего растению семена?»

· «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью»,

·«Вода и земля- овощей лучшие друзья»;

Цикл наблюдений

Рассматривание  семян через лупу. “Растут ли наши растения?”. Наблюдение за всходами и ростом растений. Наблюдение за ростом рассады, вытягиванием её к солнцу.

· Наблюдение за изменением состояния растений.

Экспериментирование:

· рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу,

· ежедневные наблюдения за всходами: лука, гороха, огурцов, цветов.

· Занятие- опыт- эксперимент:

· Вода и растения

· Солнце и лучок

Конструирование

“Забор для нашего огорода”. «Дом»

Формирование целостной картины мира (ФКЦМ)

“Что растёт в огороде”.

Познавательно-исследовательская деятельность

Разновидность семян. Посадка семян на рассаду. Опыт-наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Строение растений. Рост рассады в тени и на солнце. Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.

Коммуникация

Развивающие игры на развитие речи

· “Один - много”.

· “Скажи ласково”.

· “Узнай по описанию”.

· “Измени словечко”.

· “Скажи наоборот”.

· “Объясни словечко”.

· “Подскажи словечко”.

· “Чудесный мешочек”.

Подвижные  игры:

· «Баба сеяла горох»

· «Огород у нас в порядке»

· «Огородник»

· « Вершки-корешки»

 Составление рассказа – описания по плану.

Чтение художественной литературы

Рассматривание

Книг, иллюстраций о растениях.

Чтение детям:

Д. Родари “Чипполино”, Н. Носов “Огородники”, “Огурцы”, Потешки об овощах, Е. Благинина “Приходите в огород”, В. Волина “Наша грядка”, Е. Надёжкина “Огуречное семечко”, Сказки “Репка”, “Пых” Стихотворение В. Коркина “Что растет на нашей грядке?”.

Русские народные сказки

“Вершки и корешки”. «Колосок»

Стихотворение-игра-считалка

Г. Сапгир “Садовник”.

Отгадывание загадок

Об овощах.

Художественное творчество

Лепка

“Лучок”.

Рисование

“Что растёт в огороде?”. “Зарисовка этапов роста растений”.

Аппликация

“Плоды нашего труда”.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры

“Цветочный магазин”» «Овощной магазин» «Повар» (варим борщ).

Дидактические игры

· «Что сажают в огороде»

· «Кто скорее соберет»

· «Собери урожай»

· «Вершки - корешки»

· «Найди по описанию»

· «С какой ветки детки»

· «Угадай-ка»

“Разрезные картинки”.

Труд

Посадка и уход за растениями. Подготовка клумб к высадке рассады цветов. Формирование интереса к результату своего труда. Полив всходов. Прополка сорняка. Сбор урожая. Уборка сухих растений.

Музыка

Слушание

Б. Можжевелова “Огородная – хороводная”.

Игра-хоровод

“Урожай”.

Физическая культура

Подвижные игры

“Урожай”, “Картошка”.

Подвижные  игры:

· «Баба сеяла горох»

· «Огород у нас в порядке»

· «Огородник»

· « Вершки-корешки»

Мероприятия по работе с родителями

 Беседа для родителей «Огород на подоконнике»

“Как полезны овощи!”.

Организация выставок детских работ

рисунков, аппликаций, поделок из пластилина.

 Результативность

·Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

·Познакомили детей с особенностями выращивания культурных растений.     а

·Сформировали интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

·Обобщили представления детей о необходимости света, тепла и влаги почвы для роста растений.

·Обогатили словарный запас детей.

·Оформили выставки по продуктивной деятельности.

·Изготовили поделки по лепке, аппликации, рисованию.

·Обогатили эмоции воспитанников.

·Создали условия для развития поисковой деятельности детей.

·В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

·Дети увидели многообразие посевного материала.

·Дети стали бережнее относиться к растительному миру, появилось чувство ответственности за благополучное состояние растений.

·В группе был создан огород на подоконнике.

·Дети стали более уважительно относиться к труду.

·Реализовали проект: “Огород на подоконнике”.

Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать проект  «Огород на участке»

16 февраля 2023 в 09:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.