Тарасова Светлана Семеновна ,воспитатель

Консультация для воспитателей Тема: «Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Консультация длявоспитателей

Тема: «Роль пластилинографии в развитии творческихспособностей

детей старшего дошкольного возраста»

       Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видовдеятельности, является изобразительнаядеятельность.      

       Впроцессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый рядграфических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы иявления окружающего мира. Данная деятельность развивает  мелкую моторику  пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, благоприятновлияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственнойблизости с речевой зоной в головном мозге), снимает нервное напряжение, страх,обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

      Изобразительноетворчество дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития удетей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

      Изобразительнаядеятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности.Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий,воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и другихпсихических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость,целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

     «Во всех современныхпрограммах представлены три способа освоения изобразительного искусства детьмидошкольного возраста: восприятие – исполнительство - творчество.

Эстетическое восприятие – это прямой путь приобщения детей кизобразительному (и любому другому) искусству. От его развития во многомзависит последующая исполнительская и творческая деятельность ребёнка. Художественноеисполнительство связано с практическим овладением детьмиизобразительно – выразительными средствами, поскольку невозможно войти вискусство, не зная его специфического языка. Сюда же относится техническаясоставляющая (конкретные умения и навыки в той или иной области). Изобразительноетворчество представляет собой высший уровень освоения искусства,сообразно возрастным возможностям и индивидуальнымспособностям.           

        Творчество предполагает авторизацию общественного опыта и выражается в созданииуникального продукта (рисунка, скульптурной фигурки или композиции).

Наличие самостоятельной творческойдеятельности – свидетельство состоявшегося художественного развития ребёнка,поскольку она возникает по его инициативе, отвечает его интересам и протекаетбез прямого руководства взрослого. Наличие самостоятельной деятельности,возникающей по инициативе самих детей, говорит о влиянии правильноорганизованного обучения, хороших традиций быта детского сада, благоприятнойатмосферы в семье.

      Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяютотойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми тольколишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяютразнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методовработы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка,так  и развитию личности ребенка в целом.

       Развитиютворческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности удетей,  способствует использование нетрадиционной техники работы спластилином появившейся сравнительно недавно - «Пластилинография».

    Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать,а первая половина слова «пластилин» - подразумевает материал, при помощикоторого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной нетрадиционнойтехники заключается в создании лепной картины с изображением более или менеевыпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

     Предметный материалхудожественно-творческой деятельности  представляет собойпоследовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий.Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы ивыполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми,более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

   Техникапластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают исамостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновуюпалитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками.

      Основнойматериал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука(вернее, обе руки). Следовательно, уровень умения зависит от владениясобственными руками.

      Видынетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии:

- прямая пластилинография-изображение лепной картины на горизонтальной

  поверхности;

- обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с

  обратной стороны горизонтальнойповерхности (с обозначением контура);

- контурная пластилинография -изображение объекта по контуру, с  

  использованием «жгутиков»;

- многослойная пластилинография -объемное изображение лепной картины с на 

  горизонтальной поверхности, споследовательным нанесением слоев;

- модульная пластилинография -изображение лепной картины на горизонтальной

  поверхности с использованием валиков,шариков, косичек, многослойных дисков;

- мозаичная пластилинография -изображение лепной картины на горизонтальной

  поверхности с помощью шариков изпластилина  или шариковогопластилина;

- фактурная пластилинография -  изображениебольших участков  картины на горизонтальной и придание им фактуры(барельеф, горельеф, контррельеф).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Ихиспользование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее,непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

       Материалы иинструменты, необходимые для пластилинографии:

Пластилин. Выбирать нужный пластилин необходи­мо в процессе работыметодом проб и ошибок. Часто разрекламированный, дорогой, яркий платилин липнетк рукам, но к картону его не приклеишь. Бывает такой, что не липнет ни к рукам,ни к картону. Такой пластилин подходит для объемной лепки. Имеет значение иупаковка пластилина. Детям бывает трудно справиться с коробочкой, когда она неоткрывается сверху, а выдвигается в ту или другую сторону. Поэто­му лучшепокупать в упаковках, которые открываются сверху, к тому же чтобы крышка была с«язычком», т.к. она легко открывается и закрывается.

Стеки. Стеки бывают деревянные, пластмассовые, самой разнообразнойформы. Иногда вместо стеки мож­но использовать нож, деревянную палочку,зубочист­ку или медную проволочку. К набору пластилина часто прилагается однастека.

Доска для труда. Чтобы во время работы не ис­пачкать свое рабочее место,необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30 X 25. Онадолжна хорошо отмываться теплой водой с использованием обезжиривающих средств.Подкладную доску можно покупать вмагазине, а сделать самостоятельно. Для этого подойдет кусок линолеума илиотслужившая сухостираемая доска. Работать на клеенке не удобно, т.к. она будетподниматься за пластилином, кататься по столу и заворачиваться.

Бумажная или полотняная салфетка. Для того что­бы вытирать руки и рабочее местопосле окончания ра­боты или во время лепки, необходима бумажная или полотнянаясалфетка. Особенно она пригодиться, ког­да нужно поменять цвет: с темного насветлый.

Картон. Картину из пластилина можно делать на картоне.Луч­ше пользоваться лакированным картоном, в этом слу­чае жирные составляющиепластилина не будут высту­пать. Но при его отсутствии можно воспользоваться илюбым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Для обратной (витражной)работы можно пользоваться прозрачным пластиком  (пластиковыми крышками,коробками).

Дополнительный материал. Для украшения картины можно использоватьразнообразный природный и бросовый материал (перышки, семечки, бисер и др.).так же необходим дополнительный материал для создания барельефа: всевозможныефактурные поверхности предметов (пуговицы, баночки, формочки.)     

                                 Организация рабочего места.

·       Нужен рабочий стол, на котором можно располо­житькоробку с пластилином, картинки, эскизы, ко­робку с неоконченными работами,если такие есть, и рабочие инструменты.

·       Должно быть хорошее освещение. Следите за тем,чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола.

·       Можно использовать музыку, хорошая музыка на­строитна творчество.

·       Очень важно при работе следить за осанкой детей.

·       Пластилин должен лежать в закрытой коробке. Кар­тондолжен в специальной папке.

·       Стеки должны храниться в футляре или специаль­номпенале.

·       Подкладная доска должна лежать в специальнойпапке.

·       Во время работы необходимо следить затем, чтобыпластилин не попадал на одежду и на стул.

                        Правила техники безопасности при работе с пластилином.

·       Приобретать только качественный пластилин.

·       Лепку пластилином выполняй только на специаль­ной подложке. Нельзя класть пластилин на стол.

·       Перед началом работы нужно смочить руки водой,тогда пластилин не будет к ним прилипать.

·       Перед работой разогреть пластилин.

·       Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина.Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще и т.д.

·       Храните пластилин в коробочке отдельно отдругого материала.

·       После работы вытирать руки салфеткой и вымыть ихтеплой водой с мылом.

·       По окончании работы, убрать рабочее место,протереть стол.

·       Подкладную доску и стеки нужно хорошо протеретьсалфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теп­лой водой.

·       Готовые работы можно оформить в рамочки,неокончен­ные — убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось.

      «Данная техникахороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстродостичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей,делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы сдетьми»  (Г.Н.Давыдова).  

      В последнее времяв детских садах стали практиковаться занятия занимательного характера сиспользованием пласинографии, так

как они  позволяют:

-  разнообразить изобразительнуюдеятельность;

-  развивать устойчивый интересдетей  к данной деятельности;

-  развивать творческие задатки испособности воспитанников;

- развивать внимание, память, мышление;

- развивать умелость рук;

- развивать самостоятельность, произвольностьповедения;

- реализовывать впечатления, знания,эмоциональное состояние в творчестве.

Дети учатся планировать свою работу и доводитьеё до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенкаразвивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятсяболее согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливаетруку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствуетхорошая мышечная нагрузка пальчиков.

       Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьмидошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различныеобразовательные сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с тойдеятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности (по ознакомлениюс окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Использована наглядность:

-презентация «Виды пластилинографии»;

 -детские работы кружка «Волшебныеручки».

 

Литература:

1.Давыдова Г.Н. Пластилинография».Издательство «Скрипторий, 2003.

2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.Методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.; Мозаика – Синтез, 2006.

 

17 ноября 2022 в 19:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.