Тарасова Светлана Семеновна ,воспитатель

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ по зрению через работу с бумагой.

 Развитие творческих способностей детей с ОВЗ по зрению через работу с бумагой.

Работа с бумагой – способствует развитию творческих способностей у детей и чем больше у них будет этой возможности, тем больше ребенок раскроет свой потенциал, свой талант.Посмотреть публикацию

Работа с бумагой – способствует развитию творческих способностей у детей и чем больше у них будет этой возможности, тем больше ребенок раскроет свой потенциал, свой талант.

Ещё Сократ заметил, что всё хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение относится как к взрослым, так и к детям. Поведение детей эмоционально и непосредственно, знакомство со всем, что его окружает, вызывает у детей восторг и удивление. Мудрость мыли Сократа в том, что он имел в виду, прежде всего воспитание чувств человека.

Проходит 6-7 лет и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругозором знаний, умений и навыков.

Работая в коррекционной группе, с детьми с нарушением зрения, на мой взгляд, значительный круг знаний, умений и навыков ребенок получает в трудовой деятельности, а именно в ручном труде.

Ручной труд имеет большое значение для развития ребенка и подготовки к школе. В работе с бумагой дошкольники учатся планировать предстоящую работу, анализировать и контролировать свои действия, делать выводы, исправлять ошибки.

Специфическая особенность ручного труда заключается в том, что она, как и игра отвечает интересам и потребностям детей. Играя, они изучают цвет, форму, свойство материала. А ещё тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз. Развивается сообразительность, находчивость, инициатива.

В восприятии мира и осознании себя - зрение очень важно. Но детей с нарушенным зрением нужно учить видеть руками. Потому что прикосновение – это источник для первых впечатлений.

Различные поделки сделаны своими руками – лучшее воспитатели, учителя и наставники для ребят. Когда дети делают своими руками игру или поделку, у них развивается зрительная память. Продуктивная деятельность детей с нарушением зрения, как показывают исследования, развивается своеобразно.

Нарушение зрения в дошкольном возрасте, когда ещё не все функции зрительной системы сформировались, отрицательно сказывается, прежде всего, на остроте центрального зрения. Снижение центрального зрения, как правило, более выражено на одном глазу, этот дефект приводит к недоразвитию или нарушению глазодвигательных функций, глазомера, затрудняет фиксацию взора. Это не может не влиять на ручной труд, так как главную роль в работе играют движение рук и глаза. В процессе труда формируется единая система «глаза-рука». Поэтому так важно формирование зрительно-моторной координации. Отсюда вытекает важность ручного труда, так как в процессе его развиваются движение рук, мелкая моторика пальцев, зрительно моторные координации, целенаправленные действия с бумагой на основе сочетания зрительного и тактильно восприятия, навыки ориентирования в пространстве со зрительным контролем, формируются определенные взаимосвязи между глазом и памятью.

 Участие родителей в жизни своих детей в детском саду и в школе поможет им:

- преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиций ребенка.

- относится к своему ребенку, как равному к себе и понимать его, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

- знать его сильные и слабые стороны и учитывать их.

- проявлять искрению заинтересованность в его действиях.

- понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка.

Увлекательные занятия в часы досуга, объединяют детей и взрослых, помогают воспитывать у дошкольников трудолюбие, умение ценить время, приучать к аккуратности, дают возможность проявлять фантазию, развивать вкус. В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма – неутомимая жажда познания.

Познание детьми окружающего мира должно происходить не только путем сообщения им, но и по средствам творческой поисковой деятельности. Одним из таких удивительных и познавательных занятий является «Оригами». Из обычного бумажного квадрата можно сделать тысячи самых разных фигурок. Такие подделки вызывают неизменимый интерес ребенка и желание научиться самому создавать подобные изображения. В работе проявляется терпение, удивительное упорство и удовольствие.

Так в процессе работы ребенок знакомится со:

- свойствами бумаги;

- развивается кругозор;

- память;

- мышление;

- происходит становление речи.

В детстве все мы запускали бумажные самолётики и мастерили незамысловатые шапки из газет – вот только не знали, что занятие это называется «оригами» и имеет солидный возраст.

Возникло искусство складывания бумаги в Японии, в период Хэйам (794 – 1185 гг). По-японски «ори» - «сложенный», «ками» - «бумага».

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и нас педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаги. Занятия влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймёте это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами. Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребёнку повторять ваши действия с бумагой. Получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него слишком многого. Также не забывайте хвалить ребёнка, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте его на то, что в следующий раз у него всё получится.

Прежде чем приступить к складыванию фигурок, надо освоить основы техники складывания, способы получения базовых форм и их освоения, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами.

Умение складывать базовые формы позволит ребёнку быстрее сориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования. При изготовлении фигурок, старайтесь делать все сгибы плотными, приучайте этому и детей. Вполне возможно, что ребёнку вначале будет сложно выполнять складки, но его должен подстёгивать интерес, желание получить конечный результат – игрушку. Её можно будет раскрасить, дать имя или прозвище и даже придумать про неё сказку или историю. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки, дети могут включиться в игру – драматизацию, совершать путешествие в мир сказки.

И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия с ребёнком оригами – залог успешной подготовки его к обучению в школе. Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами — это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий».

В. М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В. А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка. Умение складывать из бумаги считалось у придворных императорского двора одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.

– Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

– Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

– Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

– Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

– Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

– Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

– Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.

Список литературы:

Ваксильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. – Издательство учитель, 2010 г.

Афонькин С.Ю. Оригами. – Издательство учитель, 2010 г.

Рябкова И.А. Художественно – творческая деятельность. Оригами. / Издательство учитель, 2010 г.

Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. / ООО Издательство Астрель г. Москва. 2010 г.

Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников 2000 г.

27 октября 2022 в 20:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.